Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

« أَلاَ أَدُلُّكُمْ عَلَى مَا يَمْحُو اللَّهُ بِهِ الْخَطَايَا وَيَرْفَعُ بِهِ الدَّرَجَاتِ ». قَالُوا بَلَى يَا رَسُولَ اللَّهِ. قَالَ « إِسْبَاغُ الْوُضُوءِ عَلَى الْمَكَارِهِ وَكَثْرَةُ الْخُطَا إِلَى الْمَسَاجِدِ وَانْتِظَارُ الصَّلاَةِ بَعْدَ الصَّلاَةِ فَذَلِكُمُ الرِّبَاطُ ».

«Не сообщить ли вам о том, посредством чего Аллах стирает прегрешения и возвышает степени?» Люди сказали: «Конечно, о Посланник Аллаха!» Он сказал: «Это – совершение малого омовения должным образом, несмотря на неприятное[1], множество шагов (по дороге) к мечетям и ожидание следующей молитвы после предыдущей, и это для вас – рибат[2]» – он повторил эти слова трижды (Муслим).

Всевышний Аллах обещал построить дом в Раю тому, кто построит Ему дом на земле.

‘Усман ибн ‘Аффан (Да будет доволен им Аллах) передаёт, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

« مَنْ بَنَى لِلَّهِ مَسْجِدًا بَنَى اللَّهُ لَهُ مِثْلَهُ فِى الْجَنَّةِ ».

«Кто построит мечеть ради Аллаха, тому Аллах построит такой же дом в Раю» (Ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его достоверным).

Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Верующие должны помнить о том, что мечети никогда не лишатся пяти полезных свойств. Первая польза, которую получаешь ты от мечети – это прощение Всевышнего, стирающее твои прошлые прегрешения, вторая – знакомство с праведным человеком, которого ты полюбишь ради Аллаха, третья – общение с соседями и возможность узнать, кто из окружающих болен или беден, четвёртая – твой слух и зрение будут воздерживаться от запретного, а пятая – ты слышишь в мечети аяты, которые помогают тебе следовать прямым путём».

Значение мечетей в исламе очень велико, поэтому сразу после переселения в Благословенную Медину Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) построил мечеть. Его поступок указывает на то, что мечеть необходима мусульманскому обществу, и что она занимает важное место в исламе.

Мечети отведена очень важная роль в мусульманском обществе. Она – исходный пункт исламского призыва и источник божественного руководства. Под сводами мечети раздаётся призыв к вере и совершению благих дел, на её минбаре учат вере и совершению благих дел, и внутри неё совершаются благие дела.

Мечеть – это ось, вокруг которой вращаются идеи и чувства, и школа, в которой воспитываются лучшие из лучших: они несут факелы света и верного руководства и шествуют по земле, неся с собой особые свойства мечети, её дух и её чистоту.

Первые доблестные мужи, поднявшие знамя и внявшие призыву, росли и воспитывались в мечетях – домах Всевышнего Аллаха, и большинство учёных, факыхов, ораторов и достойных, благородных людей – прилежно учившиеся выпускники мечетей.

Шейх ислама Ахмад ибн ‘Абду-с-Салям (да помилует его Аллах) сказал: «Мечети были местом собрания для общины, и в них можно было встретиться с имамами-предводителями. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) основал свою благословенную мечеть на богобоязненности, и в ней молились, читали Коран, поминали Аллаха, приобретали знания и произносили речи и проповеди. В ней велась политика, решались насущные вопросы, назначались правители, наместники, командующие войсками… Мусульмане собирались в мечети по любому важному вопросу, связанному с их религией и мирской жизнью».

Из всего сказанного нами следует, что у мечети много предназначений, важнейшие из которых:

1) Мечеть – это школа, в которой воспитывается душа человека посредством связи с Творцом – поклонения Ему, обращения к Нему с мольбами и испрашивания у Него защиты.

2) Мечеть – это школа, в которой мусульмане обучаются своей религии. Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) учил сподвижников в мечети исламу и всему тому, что могло принести им пользу в религии и мирской жизни.

3) Мечеть была местом судопроизводства, получения фетв, исламского призыва, наставления и просвещения мусульман.

4) Мечеть была местом совещания, в котором обсуждались дела общины в свете Корана и Сунны.

Права мечети

Упомянем о некоторых правах мечети, которые мы должны соблюдать:

1) Уборка и благоустройство.

2) Человек должен входить в мечеть только в состоянии ритуальной чистоты.

3) В мечети нельзя повышать голос, беспокоить молящихся и мешать тем, кто читает Коран или совершает добровольную ночную молитву.

4) В мечети запрещено продавать или покупать что-либо, поскольку мечети строятся для восхваления и поминания Аллаха.

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

« إِذَا رَأَيْتُمْ مَنْ يَبِيعُ أَوْ يَبْتَاعُ فِى الْمَسْجِدِ فَقُولُوا لاَ أَرْبَحَ اللَّهُ تِجَارَتَكَ ».

«Если вы услышите, как кто-то продаёт или покупает что-то в мечети, скажите ему: “Да не сделает Аллах твою торговлю прибыльной!”» (Ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его достоверным).

5) Запрещено расспрашивать в мечети о пропавшем животном. Муслим приводит в своём «Сахихе» такой хадис:

« مَنْ سَمِعَ رَجُلاً يَنْشُدُ ضَالَّةً فِى الْمَسْجِدِ فَلْيَقُلْ لاَ رَدَّهَا اللَّهُ عَلَيْكَ فَإِنَّ الْمَسَاجِدَ لَمْ تُبْنَ لِهَذَا ».

«Если вы услышите, как кто-то расспрашивает в мечети о пропавшем животном, скажите ему: “Да не вернёт тебе Аллах его!” – ибо, поистине, мечети предназначены не для этого».

6) В мечетях запрещено подвергать людей установленному Шариатом наказанию, например, бичевать пившего вино или совершившего прелюбодеяние или отрубать руку вору.

7) Мечети не следует чрезмерно украшать, ибо лучшее украшение для мечети – совершение молитвы в ней, поминание Аллаха и смирение перед Ним.

8) Следует совершать молитву – приветствие мечети в два рак‘ата. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

« إِذَا دَخَلَ أَحَدُكُمُ الْمَسْجِدَ فَلاَ يَجْلِسْ حَتَّى يُصَلِّىَ رَكْعَتَيْنِ » .

«Когда кто-нибудь из вас входит в мечеть, пусть не садится, пока не совершит молитву в два раката» (Аль-Бухари и Муслим).

Поскольку данная книга представляет собой собрание пятничных проповедей, мы решили напомнить людям постановление ислама о пятничной молитве, а также о её достоинствах, об особенностях этого великого дня и некоторых правилах этикета, которые необходимо соблюдать в этот день. Мы также перечислили качества, которыми должен обладать хатыб, и главные цели, которые должен достигнуть хатыб в своей проповеди.

Постановление ислама о пятничной молитве

Пятничная молитва – одна из важнейших обязанность мусульманина. Это подтверждает Коран, Сунна и согласное мнение учёных (иджма‘).

Вот доказательства из Корана. Всевышний сказал:

«О те, которые уверовали! Когда раздаётся призыв на молитву в пятницу, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (62:9).

Аль-Куртуби сказал: «Всевышний Аллах вменил совершение пятничной молитвы в обязанность каждому мусульманину, и утверждающие, что совершение пятничной молитвы – фард кифайа[3], ошибаются. Большинство учёных мусульманской общины и её имамов считают, что совершение пятничной молитвы – фард ‘айн[4], поскольку Всевышний Аллах сказал: «Когда призывают на молитву в пятницу, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю».

В качестве доказательств из Сунны можно привести хадис:

«رواح الجمعة واجب على كل محتلم «

«Совершение пятничной молитвы – обязанность каждого мусульманина, достигшего совершеннолетия» (Ан-Насаи; аль-Альбани назвал его достоверным). Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) также сказал:

« لَيَنْتَهِيَنَّ أَقْوَامٌ عَنْ وَدْعِهِمُ الْجُمُعَاتِ أَوْ لَيَخْتِمَنَّ اللَّهُ عَلَى قُلُوبِهِمْ ثُمَّ لَيَكُونُنَّ مِنَ الْغَافِلِينَ »

«Люди должны прекратить уклоняться от посещения пятничной молитвы, а иначе Аллах запечатает их сердца, и потом будут они беспечными» (Муслим). Ан-Навави сказал: «Из этого хадиса следует, что совершение пятничной молитвы – фард ‘айн».

Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) также сказал:

« مَنْ تَرَكَ ثَلاَثَ جُمَعٍ تَهَاوُنًا بِهَا طَبَعَ اللَّهُ عَلَى قَلْبِهِ ».

«Аллах запечатает сердце того, кто уклонится от совершения пятничной молитвы три раза из-за своего пренебрежительного отношения к ней» (Ибн Маджа; аль-Альбани назвал его достоверным).

Что же касается согласного мнения учёных, то Ибн аль-Мунзир передаёт, что существует согласное мнение учёных мусульманской общины о том, что совершение пятничной молитвы – фард ‘айн.

Достоинства пятницы

Среди учёных нет разногласий относительно того, что пятница является лучшим из всех дней недели и лучшим из дней, в которые вставало солнце. Абу Хурейра (Да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

« خَيْرُ يَوْمٍ طَلَعَتْ عَلَيْهِ الشَّمْسُ يَوْمُ الْجُمُعَةِ فِيهِ خُلِقَ آدَمُ وَفِيهِ أُدْخِلَ الْجَنَّةَ وَفِيهِ أُخْرِجَ مِنْهَا وَلاَ تَقُومُ السَّاعَةُ إِلاَّ فِى يَوْمِ الْجُمُعَةِ ».

«Лучшим из дней, в которые поднималось солнце, является пятница: в этот день был создан Адам, в этот день он был введён в Рай и в этот же день он был удалён оттуда, и Час наступит не иначе как в пятницу» (Муслим).

Этот день Всевышний Аллах приберёг для мусульманской общины и сделал так, что иудеи и христиане не догадались возвеличивать этот день. Абу Хурейра и Хузейфа (Да будет доволен им Аллах) передают, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

« أَضَلَّ اللَّهُ عَنِ الْجُمُعَةِ مَنْ كَانَ قَبْلَنَا فَكَانَ لِلْيَهُودِ يَوْمُ السَّبْتِ وَكَانَ لِلنَّصَارَى يَوْمُ الأَحَدِ فَجَاءَ اللَّهُ بِنَا فَهَدَانَا اللَّهُ لِيَوْمِ الْجُمُعَةِ فَجَعَلَ الْجُمُعَةَ وَالسَّبْتَ وَالأَحَدَ وَكَذَلِكَ هُمْ تَبَعٌ لَنَا يَوْمَ الْقِيَامَةِ نَحْنُ الآخِرُونَ مِنْ أَهْلِ الدُّنْيَا وَالأَوَّلُونَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ الْمَقْضِىُّ لَهُمْ قَبْلَ الْخَلاَئِقِ ».

«Аллах сделал так, что жившие до нас не догадались избрать для себя пятницу. У иудеев была суббота, а у христиан – воскресенье, а нам Всевышний Аллах внушил, чтобы мы избрали пятницу. И Он сделал так, что за пятницей следует суббота и воскресенье, и в Судный День они (иудеи и христиане) также будут следовать за нами. Мы последние в этом мире, но мы будем первыми в Судный День, когда будет вершиться суд над творениями» (Муслим).

Достоинства того, кто посещает пятничную молитву

Сальман передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

« لاَ يَغْتَسِلُ رَجُلٌ يَوْمَ الْجُمُعَةِ ، وَيَتَطَهَّرُ مَا اسْتَطَاعَ مِنْ طُهْرٍ ، وَيَدَّهِنُ مِنْ دُهْنِهِ ، أَوْ يَمَسُّ مِنْ طِيبِ بَيْتِهِ ثُمَّ يَخْرُجُ ، فَلاَ يُفَرِّقُ بَيْنَ اثْنَيْنِ ، ثُمَّ يُصَلِّى مَا كُتِبَ لَهُ ، ثُمَّ يُنْصِتُ إِذَا تَكَلَّمَ الإِمَامُ ، إِلاَّ غُفِرَ لَهُ مَا بَيْنَهُ وَبَيْنَ الْجُمُعَةِ الأُخْرَى » .

«Если человек совершит в пятницу полное омовение, очистится (так тщательно), как только сможет, смажет волосы или умастит тело благовониями, которые найдутся у него дома, после чего отправится на пятничную молитву, и не будет расталкивать сидящих рядом в мечети, и помолится столько, сколько предписал ему Аллах, а потом будет хранить молчание, внимательно слушая слова имама, ему обязательно простятся грехи, совершённые им между этой и предыдущей пятницей» (Аль-Бухари).

Аус ибн Аус ас-Сакафи передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

« مَنْ غَسَّلَ وَاغْتَسَلَ يَوْمَ الْجُمُعَةِ وَبَكَّرَ وَابْتَكَرَ وَمَشَى وَلَمْ يَرْكَبْ فَدَنَا مِنَ الإِمَامِ فَاسْتَمَعَ وَلَمْ يَلْغُ كَانَ لَهُ بِكُلِّ خُطْوَةٍ عَمَلُ سَنَةٍ أَجْرُ صِيَامِهَا وَقِيَامِهَا ».

«Кто заставит совершить полное омовение в пятницу и сам совершит полное омовение, заставит поспешить и сам поспешит совершить молитву, и пойдёт пешком, а не поедет, и встанет ближе к имаму, будет слушать внимательно и не говорить ничего, тому запишется за каждый шаг награда как за год поста и ночных молитв» (Имам Ахмад; аль-Альбани назвал его достоверным).

Особенности пятницы

У пятницы есть некоторые особенности, о которых мусульманину следует помнить:

1) В каждую пятницу бывает особый период времени: если мусульманин обратится к Всевышнему Аллаху с мольбой в это время, Он непременно дарует ему то, о чём он просит. Абу Хурейра (Да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

« إِنَّ فِى الْجُمُعَةِ لَسَاعَةً لاَ يُوَافِقُهَا مُسْلِمٌ قَائِمٌ يُصَلِّى يَسْأَلُ اللَّهَ خَيْرًا إِلاَّ أَعْطَاهُ إِيَّاهُ ». وَقَالَ بِيَدِهِ يُقَلِّلُهَا يُزَهِّدُهَا.

«Каждую пятницу бывает (особый) период времени, и если раб Аллаха, являющийся мусульманином и совершающий в это время молитву, попросит о чём-нибудь Аллаха, Он обязательно дарует ему это», – после чего сделал рукой знак, желая указать, что этот период времени крайне мал (Аль-Бухари и Муслим).

2) Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует), совершая утреннюю молитву в пятницу, читал две суры: «Человек» и «Земной поклон», и мы должны брать с него пример.

Один учёный сказал: «Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует), совершая утреннюю молитву в пятницу, читал эти две суры, потому что в них говорится о событиях, которые произошли в этот день (в пятницу). В них рассказывается о сотворении Адама, а также о воскрешении и сборе людей в Судный День, а это произойдёт в пятницу, и чтение этих сур имело целью напомнить мусульманской общине о том, что было, и о том, что грядёт. И земной поклон (суджуд) в ней не цель, и человек не должен стремиться читать эту суру из-за него».

3) Желательно чаще призывать благословение на Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) в пятницу. Аус ибн Аус (Да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

» من أفضل أيامكم يوم الجمعة : فيه خلق آدم ، و فيه قبض، و فيه النفخة ، و فيه الصعقة ، فأكثروا عليَّ من الصلاة فيه ، فإن صلاتكم معروضة عليَّ » قالوا : يا رسول الله، و كيف تعرض عليك صلاتنا و قد أرِمْتَ ؟ فقال :» إن الله عز و جل حَّرم علي الأرض أن تأكل أجساد الأنبياء «

«Поистине, пятница относится к числу наилучших дней ваших.  В этот день родился Адам, и в этот день он умер, и в этот день раздастся трубный глас, и в этот день (всё живое) будет поражено… Так почаще призывайте на меня благословения в этот день, ибо, поистине, ваши благословения будут представляться мне». Люди спросили: «О Посланник Аллаха, как же наши благословения будут представляться тебе, когда ты уже истлеешь?!» Он сказал: «Поистине, Всевышний Аллах запретил земле пожирать тела пророков[5]» (Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа; аль-Альбани назвал его достоверным).

Имам Шамсуддин Мухаммад ибн Абу Бакр сказал: «Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) – господин всех людей, а день пятницы – господин всех дней, поэтому призывающий на него благословения в этот день совершает особое дело. В этом предписании заключена ещё одна мудрость: всё благо, которое получила мусульманская община, она получила через Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует). Всевышний даровал его общине два блага – благо мира этого и благо мира вечного, и почтил её, и этот почёт оказывается мусульманам в пятницу. В этот день Он воскресит их и направит к их жилищам и дворцам в Раю, и этот день будет днём добавки[6], когда они войдут в Рай. А в этом мире пятница – праздник для них, и это день, в который Всевышний отвечает на их просьбы и дарует им то, в чём они нуждаются, и не оставляет без ответа мольбу того, кто взывает к Нему с мольбой. Всё это они узнали благодаря ему и через него, и чтобы отблагодарить его и соблюсти хотя бы малую часть его права, мы должны чаще призывать на него благословения в этот день и ночь перед ним».

4) Желательно читать суру «Пещера» в пятницу и в ночь перед ней. Абу Са‘ид аль-Худри (Да будет доволен им Аллах) передаёт, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

« مَنْ قَرَأَ سُورَةَ الْكَهْفِ فِى يَوْمِ الْجُمُعَةِ أَضَاءَ لَهُ مِنَ النُّورِ مَا بَيْنَ الْجُمُعَتَيْنِ ».

«Кто прочитает суру “Пещера” в пятницу, тому даруется свет до следующей пятницы» (Ас-Суйуты в «Аль-джами‘»; аль-Альбани назвал его достоверным).

Правила поведения в пятницу

Существуют некоторые правила, которые необходимо соблюдать в пятницу:

1) Очищение. Имеется в виду не просто совершение полного омовения, но и устранение неприятных запахов, а также удаление волос на лобке и в подмышках и подстригание усов и ногтей. Это нужно делать не каждую пятницу, а когда в этом возникает необходимость, однако Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что эти действия не следует оставлять больше, чем на сорок дней.

2) Использование благовоний и ароматических масел. Сунной является использование благовоний, если они имеются. ‘Абду-р-Рахман ибн Абу Са‘ид аль-Худри передаёт от своего отца, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

« غُسْلُ يَوْمِ الْجُمُعَةِ عَلَى كُلِّ مُحْتَلِمٍ وَسِوَاكٌ وَيَمَسُّ مِنَ الطِّيبِ مَا قَدَرَ عَلَيْهِ ».

«Каждый достигший совершеннолетия должен совершать в пятницу полное омовение, использовать сивак и благовония, по мере возможности» (Муслим). Имам ан-Навави сказал, что использование сивака и благовоний является сунной.

3) Использование сивака. В Сунне есть указания на желательность использования сивака в пятницу. Доказательством служит упомянутый ранее хадис Абу Са‘ида, а также хадисы, в которых говорится о желательности использования сивака перед каждой молитвой.

4) Желательно отправиться в мечеть пораньше. Абу Хурейра (Да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

« مَنِ اغْتَسَلَ يَوْمَ الْجُمُعَةِ غُسْلَ الْجَنَابَةِ ثُمَّ رَاحَ فَكَأَنَّمَا قَرَّبَ بَدَنَةً ، وَمَنْ رَاحَ فِى السَّاعَةِ الثَّانِيَةِ فَكَأَنَّمَا قَرَّبَ بَقَرَةً ، وَمَنْ رَاحَ فِى السَّاعَةِ الثَّالِثَةِ فَكَأَنَّمَا قَرَّبَ كَبْشًا أَقْرَنَ ، وَمَنْ رَاحَ فِى السَّاعَةِ الرَّابِعَةِ فَكَأَنَّمَا قَرَّبَ دَجَاجَةً ، وَمَنْ رَاحَ فِى السَّاعَةِ الْخَامِسَةِ فَكَأَنَّمَا قَرَّبَ بَيْضَةً ، فَإِذَا خَرَجَ الإِمَامُ حَضَرَتِ الْمَلاَئِكَةُ يَسْتَمِعُونَ الذِّكْرَ » .

«Тот, кто в пятницу совершит такое же полное омовение, какое совершают после большого осквернения (джанаба), а затем пораньше отправится на молитву в мечеть, подобен тому, кто принёс в жертву Аллаху верблюда; отправившийся во второй час[7] подобен принёсшему в жертву корову; отправившийся в третий час подобен принёсшему в жертву рогатого барана; отправившийся в четвёртый час подобен принёсшему в жертву курицу, а отправившийся в пятый час − принёсшему в жертву яйцо. Когда же выйдет имам, ангелы явятся, чтобы послушать слова поминания Аллаха» (Аль-Бухари и Муслим).

5) Желательно отправляться в мечеть пешком, если только у человека нет оправдания. Ан-Навави сказал в комментариях к «Аль-мухаззабу»: «Аш-Шафи‘и и его товарищи говорят, что идти на пятничную молитву спокойно и с достоинством – сунна. Такого же мнения придерживается большинство учёных, сподвижников, табиев[8] и их последователей». Аль-Хасан сказал: «Клянусь Аллахом, стремление к молитве не означает, что на неё следует бежать! Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) разрешал идти на молитву только спокойно и с достоинством. Стремление – это стремление сердцем. Человек должен настроиться на молитву и идти на неё с намерением и смирением».

Важность пятничной проповеди

Проповеди (хутбы) до сих пор остаются самым действенным средством распространения исламского призыва. Они занимали особое место в исламе и имели огромное значение для распространения призыва и донесения Послания Всевышнего до людей с самого начала пророческой миссии Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует). Дело в том, что проповеди легко понимают даже простые и малообразованные люди, и они оказывают прямое и сильное воздействие на слушателей, направляя общественное мнение…

Учитывая сказанное, пятничная проповедь должна преследовать следующие цели:

1) Наставление, напоминание о Всевышнем Аллахе и Судном дне, а также обо всём, что оживляет сердца, призыв к благому, побуждение к одобряемому и удерживание от порицаемого.

2) Просвещение мусульман и обучение их религии с помощью Книги Аллаха и Сунны Его Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует), забота о правильности их убеждений и их поклонения, а также об их нравственности и поведении.

3) Исправление неверных представлений об исламе и устранение сомнений, домыслов и лжи, возводимой врагами ислама, мудрыми, действенными методами, без ненужных прений, споров и оскорблений оппонентов, а также противостояние разрушительным идеям посредством представления ислама в его истинном виде.

4) Проповедь не должна быть оторвана от жизни и той реальности, в которой мы живём. Хатыб должен говорить о лечении недугов мусульманского общества и предлагать решения для его проблем в свете исламского Шариата.

5) Обсуждение важных событий в жизни мусульманской общины – Рамадана, хаджа, серьёзных происшествий и всего того, о чём мусульманам будет интересно услышать.

6) Укрепление братства по вере и единства мусульманской общины и борьба с любыми проявлениями фанатизма, расизма, национализма, шовинизма и другими причинами, приводящими к расколу внутри общины и разобщению мусульман. Хатыб должен стараться говорить о том, что помогает укрепить идейную и эмоциональную связь мусульманина с его братьями по вере.

7) Пятничная проповедь не должна становиться средством пропаганды или удобным случаем для очернения определённого человека. Она должна быть целиком посвящена Всевышнему Аллаху, Его религии, распространению исламского призыва и возвышению Слова Аллаха. Всевышний сказал: «Мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом».

 

[1] Подразумеваются различные трудности при совершении омовения, преодоление которых может быть неприятным для человека, например, холод.

[2] Одно из значений слова «рибат» – проявление стойкости и усердия.

[3] Фард кифайа (коллективная обязанность). Категория действий – если их совершают некоторые члены мусульманской общины, то грех снимается со всех, а если их не совершает никто, грех ложится на всех.

[4] Фард ‘айн (индивидуальная обязанность) – обязанность, возложенная на каждого мусульманина.

[5] Имеется в виду, что тела пророков остаются в земле нетленными.

[6] Имеется в виду возможность созерцать Лик Всевышнего Аллаха.

[7] Это условное обозначение. Имеется в виду некий период времени.

[8] Табии – последователи сподвижников; представители поколения, заставшего сподвижников, но не заставшего Пророка (Да благословит его  Аллах и приветствует).