Поистине, хвала принадлежит Аллаху, Его мы восхваляем, просим о помощи и прощении, и ищем у Него защиты от зла наших душ и наших дурных дел. Кого ведёт Аллах прямым путём, того никто не введёт в заблуждение, а кого Он вводит в заблуждение, того никто не выведет на прямой путь. Свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей. И я свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Посланник. Да благословит Аллах и приветствует его и остальных пророков и посланников.

О Аллах! Хвала Тебе за то, что Ты позволил нам дожить до этих благословенных дней. О Аллах! Ты помог нам дожить до них, помоги же нам наполнить эти дни благими делами и прими от нас и наших братьев по вере наше поклонение и приближение к Тебе, прости нам наши грехи и возвысь наши степени!

О мусульмане! Бойтесь Аллаха, исполняйте Его веления и знайте, что в эти дни мы должны поминать Имя Аллаха и возвеличивать предписанные Им обряды, а также совершать паломничество к Его Дому, стремясь к Его довольству.

О мусульмане! Сколько времени мы теряем зря! А ведь каждый небрежный и делавший упущения горько пожалеет об этом… Давайте же воспользуемся прекрасной возможностью восполнить упущенное, которую предоставляет нам Всевышний Аллах. В эти благословенные дни награда для людей, творящих добро, увеличивается многократно, поэтому мы должны спешить совершать благие дела. Вспомним Слова Всевышнего: «Стремитесь же опередить друг друга в благих делах» (2:148).

Вспомним также хадис, в котором упоминается о достоинстве последних десяти дней зу-ль-хиджжы. ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас (Да будет доволен им Аллах) передаёт: «Когда я находился у Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) и говорил с ним о некоторых делах, он же сказал:

«ما من أيام العمل فيهن أفضل من هذه العشر، قالوا: يا رسول الله:ولا الجهاد في سبيل الله؟ فأكبروه، فقال:ولا الجهاد، إلا أن يخرج رجل بنفسه وماله في سبيل الله ثم تكون مهجة نفسه فيه«

“Самые лучшие из (благих) дел – совершаемые в эти десять дней”. Люди спросили: “Они лучше даже, чем борьба на пути Аллаха?” – им показалось это невероятным. Он же ответил: “Да, они лучше борьбы на пути Аллаха – кроме того случая, когда человек вышел со своей жизнью и имуществом на пути Аллаха и лишился и того, и другого”» (Аль-Бухари).

Мои братья по вере! Остановитесь и спросите себя, что вы сделали в эти  благословенные дни ради своего спасения в мире вечном. Что особенного вы сделали в эти дни? Или для вас все дни одинаковы? Постились ли вы, и есть ли у вас намерение поститься дальше? Подавали ли вы милостыню? Поддерживали ли вы родственные связи? Проявляли ли почтение к отцу и матери? Подумайте и ответьте на очень важный вопрос: «Как можно твёрдо верить в воскрешение, Рай и Ад и при этом ничего не делать? И может ли разумный человек оставаться беспечным и забавляться, зная, что завтра он предстанет перед могущественным царём, и тот либо подвергнет его суровому наказанию, либо окружит почестями?».

Один учёный сказал: «Это — правильный вопрос, на который должны ответить люди. И, поистине, когда человек верит в воскрешение, но не готовится к нему, это престранное сочетание!». Далее он назвал причины этого явления. Постарайтесь же постигнуть их и избавиться от них по мере возможности.

1) Одна из причин – недостаток знания и отсутствие убеждённости. Беда многих людей — не только в недостатке знания, но и в том, что это знание большую часть времени находится далеко от их сердец, потому что они заняты тем, что несовместимо со знанием. Сюда следует добавить воздействие страстей и прихотей и обольщение Шайтана. Люди подчиняются наущениям своей души, им кажется, что обещанное Всевышним благо слишком задерживается, и помощь не приходит. Их мечты и надежды простираются так далеко, словно они собираются жить на этой земле вечно. Они беспечны, любят этот бренный мир, толкуют религию в соответствии со своими желаниями и склонностями и стремятся к мирским благам и выгодам. В таком положении веру может удержать в сердце человека лишь Тот, Кто удерживает от разрушения и исчезновения небеса и землю. Поэтому люди отличаются друг от друга крепостью веры и делами. Бывает, что в сердце человека остаётся вера весом меньше горчичного зерна.

О мусульмане!  Эти дни благословенны, и Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) велел своей общине больше поминать и восхвалять Аллаха  в эти дни. Он сказал:

مَا مِنْ أَيَّام أَعْظَم عِنْد اللَّه , وَلَا أَحَبّ إِلَيْهِ الْعَمَل فِيهِنَّ , مِنْ هَذِهِ الْأَيَّام الْعَشْر , فَأَكْثِرُوا فِيهِنَّ مِنْ التَّهْلِيل وَالتَّكْبِير وَالتَّحْمِيد »

«Самыми великими пред Аллахом и самыми любимыми для Него являются благие дела, совершаемые в эти десять дней, поэтому чаще произносите в эти дни слова “Нет божества, кроме Аллаха”, “Аллах велик” и “Хвала Аллаху”» (Ат-Табарани и Ахмад; аль-Альбани назвал его достоверным).

Одной из форм превознесения Аллаха (такбир) являются слова: «Аллах Велик, Аллах Велик! Нет божества, кроме Аллаха, и Аллах Велик! Аллах Велик и хвала Ему!»[1].

Давайте же воскресим эту сунну, и пусть наши праведные предшественники будут прекрасным примером для нас. Аль-Бухари приводит в своём «Сахихе» хадис-муалляк (без упоминания иснада), в котором говорится, что «Ибн ‘Умар и Абу Хурейра (да будет доволен Аллах ими обоими) отправлялись на рынок в первые десять дней зу-ль-хиджы и произносили слова такбира, и люди начинали повторять за ними».

Имеется в виду, что они напоминали людям о том, что нужно говорить: «Аллаху акбар…», и те начинали произносить эти слова самостоятельно, а не повторять эти слова хором, что является нововведением. Ибн аль-Хаджжадж сказал в книге «Аль-мадхаль»: «Согласно Сунне, каждый должен произносить такбир самостоятельно, не подстраиваясь под голоса других людей, ибо это — нововведение. К тому же, повышение голоса и причинение беспокойства поклоняющимся, читающим Коран и поминающим Аллаха – это неуважение к мечети и её святости».

О верующие! Учёные говорят, что такбир бывает ограниченным определёнными условиями и неограниченным. Ограниченный такбир – это такбир после обязательных молитв, а неограниченный – это такбир, произносимый в любой ситуации, на рынках, и в любое время.

Такбир, не ограниченный определёнными условиями, начинают произносить с наступлением первых десяти дней зу-ль-хиджжы, а ограниченный, который произносится после обязательных молитв, начинают произносить с утренней молитвы в день ‘Арафа и до окончания дней ташрика. Ибн Хаджар (да помилует его Аллах) сказал: «От Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) не передаётся ни одного достоверного хадиса об этом. А самым достоверным сообщением от сподвижников являются слова ‘Али и Ибн Мас‘уда о том, что этот такбир нужно произносить, начиная с утренней молитвы в день ‘Арафата и до конца дней Мины…».

А шейх ислама Ибн Таймиййа сказал: «Наиболее правильное мнение в вопросе о такбире, которого придерживалась большая часть наших праведных предшественников-факыхов из числа сподвижников и имамов, заключается в том, что следует произносить такбир, начиная с утренней молитвы в день ‘Арафа и до окончания дней Мины после каждой обязательной молитвы».

А Ибн Касир сказал: «Это самое известное из мнений, и именно его следует придерживаться».

Некоторые учёные считают, что такбир в дни ташрика произносится не только после обязательных молитв, но и в другое время.

Мои братья по вере! День ‘Арафа – великий день, обладающий многими достоинствами. В этот день Аллах завершил религию и довёл до конца Свою милость к мусульманам. Всевышний сказал:

«Сегодня Я завершил для вас вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас ислам в качестве религии» (5:3).

В этот день Аллах освобождает многих верующих от Огня, прощает им грехи и проступки. Мать верующих ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«ما من يوم أكثر من أن يعتق الله فيه عبداً من النار من يوم عرفة، وإنه ليدنو ثم يباهي الملائكة فيقول: «ما أراد هؤلاء؟»

«Нет другого такого дня, когда Аллах освобождал бы от Огня больше Своих рабов, чем в день ‘Арафа. Поистине, Он приближается и хвалит Своих рабов перед ангелами, и говорит: “Чего желали они?”» (Муслим).

Ибн ‘Абду-ль-Барр сказал: «Это указывает на то, что их грехи прощены им, потому что не может быть, чтобы Аллах хвалил перед ангелами людей, совершивших грехи, если только они не раскаялись и Он не простил их. А Аллах знает обо всём лучше».

К достоинствам дня ‘Арафа относится и то, что мольба, с которой верующий обращается в этот день к Всевышнему, получается особой, и в ней заключено особое благо. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

» خَيْرُ الدُّعَاءِ دُعَاءُ يَوْمِ عَرَفَةَ وَخَيْرُ مَا قُلْتُ أَنَا وَالنَّبِيُّونَ مِنْ قَبْلِي لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لَا شَرِيكَ لَهُ لَهُ الْمُلْكُ وَلَهُ الْحَمْدُ وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ . »

«Лучшая мольба – мольба в день ‘Арафа, а лучшим из того, что когда-либо говорил я и пророки до меня, являются слова: “Нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Ему принадлежит власть, и Ему хвала, и Он всё может”[2]» (Малик; аль-Альбани назвал его достоверным).

Ибн ‘Абду-ль-Барр сказал, комментируя этот хадис: «Из этого хадиса следует, что мольба в день ‘Арафа лучше любой другой, а это, в свою очередь, доказывает, что день ‘Арафа превосходит остальные дни года. Этот хадис также указывает на то, что мольба, с которой верующий обращается к Аллаху в этот день, чаще всего не остаётся без ответа».

Мои братья по вере! Не стоит думать, что день ‘Арафа является лучшим днём только для паломников. Обратиться к Всевышнему с мольбой в этот день может каждый. Более того, нам известно предписание, касающееся тех, кто не отправляется в хадж: они должны соблюдать пост в день ‘Арафа. А об этом посте сказано, что за него верующему «прощаются прегрешения за прошедший и будущий год» (Муслим).

Если человек постится и обращается к Всевышнему с мольбой в день ‘Арафа, он вправе ожидать ответа на свою мольбу. Поэтому старайтесь соблюдать пост и обращаться к Господу с мольбами в этот благословенный день. Присоединяйтесь к паломникам, которые проводят этот день на горе ‘Арафат, обращаясь к Всевышнему с мольбами, может быть, Аллах примет ваше поклонение и благие дела и простит вам ваши грехи!

О мусульмане! Вы должны не только совершать как можно больше благих дел в эти благословенные дни, но и остерегаться ослушания Аллаха. Спешите с покаянием, ибо покаяние в благословенное время приносит верующему огромную пользу, хотя врата его открыты всегда. Разумный человек питает отвращение к ослушанию Господа и грехам всегда, в любое время, однако в благословенные дни это отвращение усиливается. Некоторые учёные упоминают о том, что и наказание за грехи, совершённые в благословенные дни, более суровое, чем за грехи, совершённые в обычные дни.

Шейха ислама Ибн Таймиййу спросили о грехе ослушания и наказании за прелюбодеяние: увеличиваются ли они в благословенные дни? Он сказал: «Да; грех, совершённый в благословенные времена и в благословенных местах, более тяжкий, и чем более благословенными являются время и место, в котором он совершается, тем суровее наказание за него».

‘Аузу биЛляхи мина-ш-Шайтани-р-раджим:

«Вот так! Кто почитает святыни Аллаха, тот поступает во благо себе перед своим Господом. Вам дозволена скотина, кроме той, о которой вам читается. Избегайте же скверны идолов и избегайте лживых речей» (22:30).

Да сделает Аллах полезным для нас руководство, заключённое в Его Книге! (Нафа‘анийаЛлаху ва иййакум би-хадйи китабихи).

Хутба вторая

Хвала Аллаху, Господу миров, Который сделал благословенными некоторые дни и месяцы и одарил Свои творения благами и милостями, не укрывающимися от зоркого глаза и внимательного сердца! Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Посланник и лучший из паломников и постящихся. О Аллах, благослови и приветствуй его и остальных пророков и посланников!

О мусульмане! В благословенную первую декаду зу-ль-хиджы входит не только день ‘Арафата, но и день великого паломничества – день жертвоприношения. Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

» يَوْم الْحَجّ الْأَكْبَر يَوْم النَّحْر »

«День великого паломничества – день жертвоприношения» (Ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его достоверным). Этот день – десятое число месяца зу-ль-хиджа – лучший день в году. ‘Абдуллах ибн Курт (Да будет доволен им Аллах) передаёт, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

» إنَّ أعْظَمَ الأيَّامِ عند الله تعالى : يومُ النَّحر ، ثم يومُ القَرِّ »

«Поистине, величайший из дней у Аллаха – День жертвоприношения, а затем – день, следующий за ним» (Абу Давуд; аль-Альбани назвал его достоверным).

Когда шейха ислама Абу аль-‘Аббаса Такыййуддина  (да помилует его Аллах) спросили о том, какой день лучше – пятница или день жертвоприношения, он ответил: «Пятница – лучший из дней недели, а день жертвоприношения – лучший из дней года». Один из согласившихся с ним учёных сказал: «Дающие другой ответ на этот вопрос не смогут избежать возражения, на которое они не сумеют ответить». Учёные говорят, что Праздник жертвоприношения (‘Ид аль-адха) лучше Праздника разговения (‘Ид аль-фитр).

Мои братья по вере! Можно ли проявлять лень в этот благословенный день – Праздник жертвоприношения?! Многие люди ленятся совершать праздничную молитву, несмотря на то, что она является утверждённой сунной, и мусульманин, способный совершать её, должен сделать это. А некоторые учёные считают её обязательной. Шейх ислама Такыййуддин Ахмад ибн ‘Абду-с-Салям сказал: «Мнение тех, кто считает её необязательной, очень далеко от истины. Это — один из величайших обрядов ислама, и для совершения этой молитвы собирается больше людей, чем для совершения пятничной молитвы, и в ней положено произносить такбир. Мнение тех, кто считает праздничную молитву коллективной обязанностью (фард кифайа) также не подтверждено».

А шейх Шамсуддин Абу Бакр сказал об обязательности праздничной молитвы: «Это мнение обосновано достоверными доказательствами».

Есть и другие учёные, которые считают праздничную молитву обязательной. Выдающийся учёный Садик Хасан Хан приводит в качестве доказательства её обязательности тот факт, что праздничная молитва, если она попадает на пятницу, отменяет пятничную молитву. А необязательная молитва не может отменить обязательную.

Мои братья по вере! Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) велел выходить на праздничную молитву всем женщинам – молодым, старым и даже тем, у кого менструация (хотя они и не совершают молитву). Так может ли мусульманин позволить себе не прийти на эту молитву или оставить дома жену и детей, лишив их возможности разделить радость мусульман? Ведь это — один из двух мусульманских праздников, во время которых поминается Имя Аллаха, и мусульман всего мира – людей с разным цветом кожи, говорящих на разных языках – связывает акыда. Этот обряд должен неуклонно совершаться, каким бы ни было положение мусульман, и его совершение особенно важно, когда мусульмане слабы. Если бы мусульмане осознали важность этого собрания, и если бы их сердца объединились подобно тому, как приближаются друг к другу их тела во время праздничной молитвы…

О мусульмане! Сунной в день Праздника является ритуальное очищение, умащение тела благовониями и облачение в лучшую одежду. На молитву нужно отправляться пораньше, произнося по дороге такбир, и ничего не есть перед молитвой. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) ничего не ел перед молитвой, возвращаясь же с молитвы, ел мясо животного, принесённого им в жертву.

О рабы Аллаха! Жертвоприношение узаконено Кораном, Сунной и согласным мнением учёных. Однако среди учёных есть разногласия относительно того, обязательно ли жертвоприношение или же это — сунна. Большинство учёных считают, что жертвоприношение – утверждённая сунна для состоятельного человека, а некоторые считают его обязательным.

В Коране и Сунне упоминаются достоинства жертвоприношения, поэтому мы должны стараться совершить этот обряд поклонения по мере своих возможностей. Всевышний предписал каждой общине, жившей до нас, особый обряд, чтобы они поминали Имя Аллаха над жертвенным скотом. Ибн Касир (да помилует его Аллах) сказал: «Всевышний Аллах сообщил нам о том, что жертвоприношение с произнесением Имени Аллаха было узаконенным обрядом для всех общин».

О мусульмане! Выбирая жертвенное животное, не скупитесь, ибо, поистине, чем лучше и дороже животное, тем любимее для Всевышнего такое жертвоприношение. Шейх Такыййуддин Ахмад ибн ‘Абду-с-Салям (да помилует его Аллах) сказал: «Награда за принесённое в жертву животное будет соответствовать его ценности». При покупке животного убедитесь, что оно лишено недостатков, которые помешали бы использовать его для жертвоприношения. Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

» أَرْبَعٌ لَا تَجُوزُ فِي اَلضَّحَايَا: اَلْعَوْرَاءُ اَلْبَيِّنُ عَوَرُهَا, وَالْمَرِيضَةُ اَلْبَيِّنُ مَرَضُهَا, وَالْعَرْجَاءُ اَلْبَيِّنُ ظَلْعُهَا وَالْكَسِيرَةُ اَلَّتِي لَا تُنْقِي »

«Четырёх животных нельзя использовать для жертвоприношения – это одноглазое, уродство которого хорошо заметно, больное, болезнь которого хорошо заметна, хромое, хромота которого хорошо заметна, со сломанной ногой или истощённое» (Ат-Тирмизи, Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа; аль-Альбани назвал его достоверным). Если у животного имеются более серьёзные пороки, запрет усиливается. Имам ан-Навави сказал: «Учёные согласны в том, что жертвоприношение с использованием животного, обладающего упомянутыми недостатками, не засчитывается, равно как и жертвоприношение с использованием животного, имеющего подобные или ещё более серьёзные недостатки – например, слепое, с отрезанной ногой и так далее».

О мусульмане! Учёные говорят, что для живых людей жертвоприношение узаконено. Что же касается умерших, то мы должны рассматривать три случая.

1) Совместное жертвоприношение от живых и умерших, чтобы награда досталась и умершим. Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) приносил в жертву животных за себя и свою семью, хотя некоторые члены его семьи к тому времени уже умерли.

2) Жертвоприношение от умерших, совершаемое по их завещанию. Всевышний Аллах сказал о завещании:

«Если же кто-либо изменит завещание после того, как он выслушал его, то грех ложится на тех, кто его изменил» (2:181).

3) Жертвоприношение только от умерших, чтобы им досталась награда за него. Это также разрешено. Однако некоторые учёные говорят: «Жертвоприношение только от умершего не является сунной, потому что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) никогда не совершал жертвоприношение от конкретного умершего, и так не поступал никто из сподвижников при жизни Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует). Некоторые люди совершают ошибку, отмечая жертвоприношением годовщину смерти кого-нибудь из родственников. А некоторые совершают жертвоприношение от умершего и не совершают от себя. Животное, принесённое в жертву главой семьи, снимает с остальных членов семьи обязанность совершать жертвоприношение. Это — одно из проявлений милости Аллаха к нам…

О рабы Аллаха! Стремитесь к прощению от вашего Господа и Раю, ширина которого – ширина небес и земли! Ощутите на себе благословение Всевышнего в эти прекрасные дни! Поистине, жизнь коротка, и близится час, в который каждый из нас покинет этот мир. Дорога, по которой мы идём, полна опасностей,  со всех сторон нас окружают искушение и обольщение, которые так трудно преодолеть… Наблюдающий за нами зорок, и наш Господь видит нас всегда и везде, и Он ни с кем не поступает несправедливо:

«Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его» (99:7-8).

О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада подобно тому, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, и пошли Свои благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада подобно тому, как послал Ты благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине, Ты – Достойный хвалы, Славный! (Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима ва барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун Маджид).

 

[1] «Аллаху акбар Аллаху акбар ля иляха илляЛлаху ваЛлаху акбар Аллаху акбар ва лиЛляхи-ль-хамд».

[2] «Ля иляха илляЛлаху вахдаху ля шарика ляху ляху-ль-мульку ва ляху-ль-хамду ва хува аля кули шейин кадир».