Поистине, хвала принадлежит Аллаху, Его мы восхваляем, просим о помощи и прощении и ищем у Него защиты от зла наших душ и наших дурных дел. Кого ведёт Аллах прямым путём, того никто не введёт в заблуждение, а кого Он вводит в заблуждение, того никто не выведет на прямой путь. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Посланник. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и его сподвижников.

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!» (3:102).

«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, Именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Поистине, Аллах наблюдает за вами» (4:1).

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха» (33:70-71).

О рабы Аллаха! Слушайте внимательно и старайтесь понять и усвоить то, что я говорю вам, ибо в словах моих вы найдёте то, что станет благом для вас в этом мире и в мире вечном, и то, что принесёт счастье и успокоение вашим сердцам. Это — радостная весть о щедром уделе и великой милости Всевышнего.

Абу Зарр (Да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал, передавая сказанное Господом:

«О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе и сделал её запретной между вами, так не притесняйте же друг друга! О рабы Мои, все вы — заблудшие, кроме тех, кому Я указал правильный путь, так просите же Меня наставить вас на правильный путь, и Я наставлю вас! О рабы Мои, все вы останетесь голодными, кроме тех, кого Я накормлю, так просите же Меня накормить вас, и Я накормлю вас! О рабы Мои, все вы останетесь нагими, кроме тех, кого Я одену, так просите же Меня одеть вас, и Я одену вас! О рабы Мои, поистине, вы грешите ночью и днём, а Я прощаю все грехи, так просите же у Меня о прощении, и Я прощу вам! О рабы Мои, поистине, вы никогда не сможете причинить Мне вред, и вы никогда не сможете принести Мне пользу! О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, были такими же, как самый богобоязненный из вас, это ничего не добавило бы к тому, чем Я владею! О рабы Мои, если бы первые и п)оследние из вас, люди и джинны, были такими же нечестивыми, как самый нечестивый из вас, это никак не уменьшило бы того, чем Я владею! О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, встали на одном месте и обратились ко Мне с мольбой, и Я дал бы каждому то, о чём он просит, это уменьшило бы имеющееся у Меня настолько же, насколько игла, опущенная в море, уменьшает количество воды в нём! О рабы Мои, поистине, это – только ваши дела, которые Я исчислю для вас, а потом сполна воздам вам за них, и тогда пусть тот, кто обретёт благо, воздаст хвалу Аллаху, а кто обретёт нечто иное, пусть не пеняет ни на кого, кроме самого себя!» (Муслим).

Это великий хадис содержит в себе очень много важного и полезного. Имам Ахмад (да помилует его Аллах) сказал, что это самый величественный хадис жителей Шама, а Абу Идрис аль-Хауляни, пересказывая его, всегда опускался на колени.

В этом хадисе-кудси Всевышний говорит, что Он запретил Себе поступать несправедливо с кем-либо. А в Коране есть аяты, подтверждающие это: «Господь твой не поступает несправедливо со Своими рабами» (41:46). Всевышний также сказал: «…и твой Господь ни с кем не поступает несправедливо» (18:49).

Аллах сказал: «…и сделал её запретной между вами, так не притесняйте же друг друга!» Несправедливость бывает двух видов: несправедливость к самому себе –величайшим её проявлением является придавание Аллаху сотоварищей  (ширк) – и несправедливость к другим. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал в прощальном хадже:

«Поистине, ваша кровь и ваше имущество столь же священны для вас, как этот ваш день в этом вашем городе» (Ибн Маджа; аль-Альбани назвал его достоверным).

Верующему запрещается поступать несправедливо со своим братом по вере, покушаясь на его жизнь, имущество и семью. Ему также запрещается поступать несправедливо с самим собой, взваливая на себя то, что ему не по силам, или совершая грехи и запретное. Бойтесь же Аллаха, о рабы Аллаха, ибо поистине, несправедливость обернётся густым мраком в Судный День.

Аллах также сказал: «О рабы Мои, все вы — заблудшие, кроме тех, кому Я указал правильный путь, так просите же Меня наставить вас на правильный путь, и Я наставлю вас! О рабы Мои, все вы останетесь голодными, кроме тех, кого Я накормлю, так просите же Меня накормить вас, и Я накормлю вас! О рабы Мои, все вы останетесь нагими, кроме тех, кого Я одену, так просите же Меня одеть вас, и Я одену вас! О рабы Мои, поистине, вы грешите ночью и днём, а Я прощаю все грехи, так просите же у Меня о прощении, и Я прощу вам!».

Какие прекрасные слова! Как великодушен и щедр Всевышний по отношению к нам! Он создаёт творения, указывает им правильный путь, ниспосылает Писания, направляет посланников и дарует покорным и следующим прямым путём в качестве награды то, чего не видели глаза, о чём не слышали уши, и о чём никогда не помышляли людские сердца.

Если бы Аллах не наставил людей на прямой путь, и если бы они не просили Его о наставлении на прямой путь с искренностью, богобоязненностью и смирением, они оказались бы в заблуждении. Вместе с тем, Аллах обещал ответить на их мольбы о наставлении на правильный путь, сказав: «…просите же Меня наставить вас на правильный путь, и Я наставлю вас!» Наставляя человека на прямой путь, Всевышний Аллах дарует ему благоразумие и отдаляет его от Огня, а его товарищами становятся пророки, искренне верующие, шахиды и праведники. Ибн Раджаб сказал: «Человек должен просить у своего Господа знания норм исламского Шариата и подробностей, касающихся веры, а также помощи в соблюдении религии. В этом нуждается каждый верующий».

В хадисе Абу Зарра (Да будет доволен им Аллах) содержится указание на то, что Всевышний Аллах любит, чтобы Его рабы просили Его обо всех религиозных и мирских благах, включая еду, питьё, одежду и тому подобное. Так поступали наши праведные предшественники и их последователи. Они обращались к Всевышнему с мольбами, соблюдая соответствующие этические нормы и избегая всего, что может помешать им получить ответ на свою мольбу.

Что же до испрашивания прощения, то просить прощения у Всевышнего – насущная потребность для любого мусульманина, потому что все мы совершаем грехи днём и ночью. Веление просить у Аллаха прощения встречается во многих аятах Корана.

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Все потомки Адама ошибаются, а лучшие из ошибающихся – кающиеся» (Ибн Маджа; аль-Альбани назвал его достоверным).

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) также сказал:

«Поистине, я прошу у Аллаха прощения и приношу Ему покаяние более семидесяти раз в день» (Ибн Маджа; аль-Альбани назвал его достоверным).

О рабы Аллаха! Следуйте примеру вашего избранного Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) и чаще просите у Аллаха прощения, потому что испрашивание прощения стирает проступки и грехи, возвышает степени, очищает сердца и устраняет завесу между человеком и Всевышним. Кто часто просит у Аллаха прощения, выбирая для этого времена, указанные Самим Всевышним, того ожидают Райские Сады, где внизу текут реки, и довольство Всевышнего. Всевышний сказал:

«Приукрашена для людей любовь к удовольствиям: женщинам, сыновьям, накопленным кантарам золота и серебра, прекрасным коням, скотине и нивам. Таково преходящее удовольствие земной жизни, но у Аллаха – лучшее место возвращения. Скажи: “Рассказать ли вам о том, что лучше этого? Для тех, кто богобоязнен, у Господа есть Райские сады, в которых текут реки, и в которых они пребудут вечно, а также очищенные супруги и довольство от Аллаха”. Аллах видит рабов, которые говорят: “Господь наш! Поистине, мы уверовали. Прости же нам наши грехи и защити нас от мучений в Огне”. Они терпеливы, правдивы, смиренны, делают пожертвования и просят прощения перед рассветом» (3:14-17).

Аллах сказал: «О рабы Мои, поистине, вы никогда не сможете причинить Мне вред, и вы никогда не сможете принести Мне пользу!».

Аллах – Могущественный, Мудрый, и Ему не вредит ослушание грешника, и Он – Самодостаточный, Достойный хвалы, и Ему не приносит пользы покорность праведного. Кто совершает добро, тот поступает во благо себе же, а кто совершает зло, тот причиняет вред себе же. Разумен тот, кто совершает благое и отдаляется от запретного. А кто творит зло, делает упущения, грешит и совершает запретное, пусть не винит никого, кроме себя: «Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его» (99:7-8).

Аллах любит, чтобы Его рабы были послушны Ему, боялись Его и старались не навлекать на себя Его гнев, и Он радуется покаянию Своего раба больше, чем радуется человек, у которого в пустыне убежала верблюдица, на которой были его еда и питьё, и он долго искал её, а когда совсем отчаялся — уснул и, проснувшись, обнаружил, что его верблюдица стоит возле него.

Аль-Фудейль ибн ‘Ийад (да помилует его Аллах) сказал: «Каждую ночь, когда мрак покрывает землю, Величественный провозглашает: “Кто щедрее и великодушнее Меня? И при этом люди ослушиваются Меня! А ведь Я наблюдаю за ними, оберегаю их в их постелях, словно они и не ослушивались Меня, и охраняю их, словно они никогда не грешили. Я – Милость, и от Меня – милость, и Я – Щедрый, и от Меня – щедрость, и я – Великодушный, и от Меня – великодушие”».

Аллах сказал: «О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, обладали таким же сердцем, как самый богобоязненный из вас, это ничего не добавило бы к тому, чем Я владею! О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, обладали таким же сердцем, как самый нечестивый из вас, это никак не уменьшило бы того, чем Я владею!».

В этих словах содержится указание на то, что основа богобоязненности и нечестивости – в сердце. Если сердце благочестиво и праведно, таким же будет и тело, а если оно нечестиво и склонно к греху, таким же будет и тело. Вспомним, как в хадисе, который приводится у Муслима, Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Богобоязненность – вот здесь», – трижды указав на грудь.

Бойтесь же Аллаха, о рабы Аллаха, следите за состоянием ваших сердец и остерегайтесь сомнений и страстей. И не подходите близко к запретному, потому что пасущий стадо возле заповедного места рискует оказаться там.

Правдивость и искренность в словах и делах делает сердце праведным. Когда человек ищет защиты у Аллаха и стремится к Нему Одному, его сердце становится лучше и чище. Верующий должен уповать на Аллаха должным образом, и постоянно пребывать между страхом и надеждой.

Он должен много читать Коран – вдумчиво, со смирением и богобоязненностью, часто просить у Аллаха прощения, восхвалять Его, прославлять, возвеличивать и утверждать о Его Единственности. Кроме того, верующий должен принимать предопределение Всевышнего со спокойным сердцем, терпеливо перенося всё, что постигает его в этой жизни, и надеясь на награду от Аллаха.

Аллах сказал: «О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, встали на одном месте и обратились ко Мне с мольбой, и Я дал бы каждому то, о чём он просит, это уменьшило бы имеющееся у Меня настолько же, насколько игла, опущенная в море, уменьшает количество воды в нём!».

Эти слова указывают на могущество Всевышнего, совершенство Его власти, а также на то, что Его сокровища не истощаются и не уменьшаются, когда Он щедро дарует их Своим творениям. Даже если бы Он одновременно даровал всем людям и джиннам то, о чём они просят, это не уменьшило бы того, что у Него. Это побуждение обращаться к Нему с мольбами и просьбами об удовлетворении нужд.

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Рука Аллаха полна и не оскудевает от расходования. Она дарует щедро днём и ночью. Подумайте, сколько уже даровал Он творениям с тех пор, как сотворил небеса и землю, и это ничуть не уменьшило того, что в Деснице Его» (Муслим).

Абу Са‘ид аль-Худри сказал: «Когда обращаетесь к Аллаху с мольбой, проявляйте настойчивость и просите у Него больше, ибо то, что у Аллаха, не истощается, и когда взываете к Нему с мольбой, знайте, что никто не может принудить Аллаха к чему бы то ни было».

Аллах сказал: «…это уменьшило бы имеющееся у Меня настолько же, насколько игла, опущенная в море, уменьшает количество воды в нём!». Однако эти слова не стоит понимать буквально. На самом деле то, что у Аллаха, вообще не уменьшается. Тем же свойством обладают райские плоды. Всевышний сказал: «…и многочисленных фруктов, которые не кончаются и доступны» (56:32-33).

Я говорю то, что вы слышали, и прошу прощения у Аллаха, просите же и вы у Него прощения и приносите Ему покаяние. Поистине, Он – Прощающий, Милосердный! (Акулю ма тасма‘уна ва астагфируЛлаха фа-стагфируху ва тубу иляйхи иннаху аль-Гафуру-р-Рахим).

Хутба вторая

Хвала Одному лишь Аллаху, и благословения и приветствия тому, после кого уже не будет пророков.

Продолжаем разбирать этот великий хадис, в котором заключено столько важного смысла и пользы…

Аллах сказал: «О рабы Мои, поистине, это – только ваши дела, которые Я исчислю для вас, а потом сполна воздам вам за них, и тогда пусть тот, кто обретёт благо, воздаст хвалу Аллаху, а кто обретёт нечто иное, пусть не пеняет ни на кого, кроме самого себя!».

Эти слова указывают на безграничность Его милости и совершенство Его справедливости. Вспомним сказанное Всевышним в Коране: «Они обнаружат перед собой всё, что совершили, и твой Господь ни с кем не поступит несправедливо» (18:49). Всевышний также сказал: «В тот день Аллах воскресит их всех и поведает им о том, что они совершили. Аллах исчислил это, а они забыли» (58:6).

Всё благо исходит от Всевышнего Аллаха. Он дарует его, кому пожелает, по Своей милости, хотя мы и не заслуживаем его. А всё зло исходит от человека и его следования за своими страстями:

«Всё хорошее, что постигает тебя, приходит от Аллаха. А всё плохое, что постигает тебя, приходит от тебя самого» (4:79).

Наши праведные предшественники старались совершить как можно больше добрых дел, опасаясь упрёков собственной души в случае невозможности совершить благое. Масруку сказали: «Может, тебе стоит отказаться от подобного усердия в поклонении?» Он сказал в ответ: «Клянусь Аллахом, даже если бы пришёл ко мне посланец и сообщил мне, что Аллах не станет наказывать меня, я и тогда усердствовал бы в поклонении!» Его спросили: «Как это?» Он ответил: «Чтобы иметь оправдание перед собственной душой, если она войдёт в Огонь». А Мутарриф ибн ‘Абдуллах говорил: «Усердствуйте, совершая благие дела, чтобы, если нас ожидает милость Всевышнего и Его прощение, на которое мы надеемся, мы получили степени в Раю, и чтобы, если всё будет плохо, как мы опасаемся и остерегаемся, мы не говорили бы потом: “Господь наш! Верни нас обратно, чтобы нам совершать благие дела”, а сказали бы: “Мы делали, но нам не принесли пользы наши дела”!».

О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада подобно тому, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, и пошли Свои благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада подобно тому, как послал Ты благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине, Ты – Достойный хвалы, Славный! (Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима ва барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун Маджид).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*