Хвала Аллаху, Господу миров! Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и нет силы и могущества ни у кого, кроме Него. И я свидетельствую, что наш господин и пророк Мухаммад – Его раб и Посланник. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи, его сподвижников и всех, кто последовал за ними в благодеянии до самого Дня воздаяния!

О люди! Бойтесь Всевышнего Аллаха и благодарите Его за Его милость к вам. Ведь Он даровал вам благодатные периоды времени и много других благ. Цените же эти благодатные времена должным образом, наполняйте их покорностью Всевышнему и приближением к Нему и отдаляйтесь от грехов и ослушания Аллаха. Ведь эти времена Аллах создал для того, чтобы прощать вам ваши грехи, умножать ваши благие дела и возвышать ваши степени в Раю.

 

О рабы Аллаха! Мы встречаем благословенный месяц рамадан, который является прекрасной возможностью совершать благие дела. Это — месяц, в который был ниспослан Коран, месяц, в который умножается награда за благие дела и увеличивается наказание за дурные дела. Начало его – милосердие, середина его – прощение, а конец его – освобождение от Огня.

Пост в рамадан является одним из столпов ислама, а добровольная ночная молитва – дополнение к этой великой обязанности. Кто постился в рамадан с верой и надеждой на награду Аллаха, тому простятся его прошлые прегрешения, и кто будет простаивать ночи рамадана в молитве с верой и надеждой на награду Аллаха, тому простятся его прошлые грехи. ‘Умра совершённая в рамадан, приравнивается к хаджу, совершённому вместе с Пророком (Да благословит его Аллах и приветствует). В этот месяц открываются врата Рая, и закрываются врата Ада, и верующие стараются совершить как можно больше благих дел и как можно меньше грехов. В рамадан шайтаны закованы в цепи и не могут добраться до верующих, как им это удаётся в остальное время года.

О люди! Начинайте поститься, когда увидите народившийся месяц рамадана, и воздержитесь от поста в предшествующий ему день или два, потому что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) запретил поститься в эти дни (если только у человека не осталось дней поста, которые он должен восполнить). Также разрешается поститься в эти дни, если на них выпадает обычный пост человека. Например, человек привык поститься по понедельникам или четвергам, и этот день совпал с одним из двух дней перед началом Рамадана.

Не поститесь в день сомнения. Это — тридцатый день месяца ша‘бан, если его ночь облачна, и облака мешают увидеть месяц, даже если он уже народился. ‘Абдуллах ибн ‘Амр передаёт, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

» الشَّهْرُ تِسْعٌ وَعِشْرُونَ لَيْلَةً فَلَا تَصُومُوا حَتَّى تَرَوْهُ فَإِنْ غُمَّ عَلَيْكُمْ فَأَكْمِلُوا الْعِدَّةَ ثَلَاثِينَ »

«В месяце двадцать девять ночей, и не поститесь, пока не увидите его (народившийся месяц), и если ночь будет облачной, то доведите счёт до тридцати» (Аль-Бухари). ‘Аммар ибн Йасир (Да будет доволен им Аллах) сказал: «Кто постился в день сомнения, тот ослушался Абу аль-Касима!».

Кто видел народившийся месяц своими глазами, тот должен сообщить об этом другим людям и не скрывать это. Если официально объявили о начале рамадана, начинайте поститься. Если официально объявили о начале шавваля, прекращайте пост.

Как мы уже сказали, пост в рамадан – один из столпов ислама. Всевышний вменил пост в обязанность всем верующим, и кто отрицает его обязательность, тот становится неверующим, потому что он опровергает сказанное Аллахом  и Его Посланником (Да благословит его Аллах и приветствует) и противоречит согласному мнению мусульман. Всевышний Аллах сказал:

«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь» (2:183).

Всевышний Аллах также сказал:

«Месяц Рамадан, в котором был ниспослан Коран как руководство для людей и разъяснение прямого пути и различения… Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (2:185).

Пост – обязанность каждого мусульманина, разумного, достигшего совершеннолетия, способного поститься и не находящегося в пути. Поститься обязаны и мужчины, и женщины. Однако женщина постится только тогда, когда у неё нет менструации и послеродового кровотечения. Неверующий не должен поститься, и если он примет ислам во время рамадана, он не обязан восполнять пропущенные дни поста. Если он принимает ислам днём в рамадан, он обязан воздержаться от еды и питья остаток дня и потом восполнить его.

Ребёнок, не достигший совершеннолетия, не обязан поститься, однако, если ему не очень трудно поститься, следует понемногу приучать его к посту. Сподвижники велели своим детям поститься. А если ребёнок начинал плакать от голода, они давали ему игрушку, чтобы он отвлёкся и, играя с ней, смог обойтись без еды до захода солнца.

Мальчик считается совершеннолетним, когда ему исполнится пятнадцать лет, или когда у него начинают расти волосы на лобке, или появляется поллюция. Сказанное относится и к девочке, однако к упомянутым признакам добавляется появление менструации.

Если появился любой из этих признаков, ребёнок считается совершеннолетним, и на него ложатся те же обязанности, что и на взрослого, при условии, что он разумный.

Сумасшедший и слабоумный не обязаны ни поститься, ни кормить бедняков вместо поста. Они также не обязаны совершать омовение и молиться, потому что не способны к различению и приравниваются к ребёнку младше возраста различения.

Человек, который вообще не способен поститься, также не обязан соблюдать пост в рамадан. Это — дряхлый старик и человек, страдающий хронической болезнью. Они должны кормить одного бедняка за каждый пропущенный день поста. За каждый день нужно отдавать четверть са‘ пшеницы. Однако лучше давать вместе с зерном или хлебом приправу к нему – мясо или что-нибудь из того, что намазывают на хлеб.

Что же касается больного, болезнь которого должна вскоре пройти, то если ему не трудно поститься, и пост не причиняет ему вреда, он должен поститься, потому что у него нет оправдания. Если ему трудно поститься, соблюдать пост для него нежелательно (макрух). Если же пост причиняет ему вред, ему запрещается поститься. После выздоровления он должен восполнить пропущенные дни поста. Если же он умрёт, не успев восполнить пропущенные дни, с него снимается обязанность восполнять их.

Беременная женщина, если ей трудно поститься, может оставить пост в рамадан. Она должна восполнить пропущенные дни позже, во время беременности или после окончания послеродового кровотечения. Женщина, кормящая грудью, также имеет право не поститься, если ей трудно или у неё пропадает молоко так, что ребёнку не хватает питания. Она должна восполнить пропущенные дни поста позже.

Если путешественник отправляется в путь только ради того, чтобы не поститься, он обязан соблюдать пост даже в пути, и ему запрещается нарушать пост. Если же путешествие просто совпало с рамаданом, то он должен сам выбрать, поститься ему или оставить пост. Он обязан восполнить позже пропущенные дни поста. Лучше всего делать то, что легче для человека.

Если ему всё равно, поститься или оставить пост, лучше поститься. Так поступал Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует), потому что в этом случае совесть человека быстрее освобождается от обязанности. К тому же, поститься в рамадан обычно легче, чем восполнять пост позже. Если человеку трудно поститься в путешествии, то ему нежелательно поститься. Если же ему очень трудно, то пост становится запрещённым для него. Когда Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) отправился в Мекку в год её завоевания во время рамадана, он постился, и ему сказали: «Людям трудно поститься, однако они смотрят на то, что делаешь ты…» Тогда он велел принести чашу воды – а это было после послеполуденной молитвы. Он поднял чашу и держал её так некоторое время, чтобы люди обратили на него внимание, а потом попил из неё, а они в это время смотрели на него. После этого ему сказали: «Некоторые люди продолжили поститься». Тогда он сказал:

» أُولَئِكَ الْعُصَاةُ أُولَئِكَ الْعُصَاةُ »

«Это — ослушники! Это — ослушники!» (Муслим).

При этом неважно, случайное ли это путешествие по необходимости, или же человек находится в разъездах большую часть времени. Например, таксисты или дальнобойщики часто проезжают большие расстояния, что считается путешествием. Как только они покинут местность, в которой живут, они считаются путешественниками, и им разрешается всё, что разрешено другим путешественникам. Они могут оставлять пост, сокращать молитву из четырёх рак‘атов до двух, совмещать полуденную молитву с послеполуденной и закатную с вечерней при необходимости. Если им легче восполнить пост по возвращении домой, то им лучше не поститься. А как только они покидают местность, в которой живут, они снова становятся путешественниками и обретают права и обязанности путешественников.

Если человек отправляется в путешествие днём в рамадан, то ему лучше не прерывать свой пост. Если же ему трудно поститься во время путешествия, он прерывает свой пост и восстанавливает этот день позже. Путешествие не ограничивается определённым временем. Если человек отправился в дорогу, он считается путешественником, как только покинет местность, в которой живёт, и до тех пор, пока не вернётся обратно, даже если во время путешествия он надолго остановится в той местности, в которую отправился. Однако он не должен делать этого с намерением избежать поста. В этом случае ему запрещается оставлять пост даже в путешествии, потому что обязанности, которые Всевышний Аллах возложил на человека, не снимаются с него посредством подобных ухищрений.

Женщина, у которой менструация или послеродовое кровотечение, не должна поститься. Её пост недействителен, если только кровотечение не прекратилось до рассвета, пусть даже за минуту. В этом случае женщина соблюдает пост, даже если она не совершила полное омовение до восхода солнца. Пропущенные дни поста она обязана восполнить позже.

О мусульмане! Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) побуждал верующих совершать добровольную ночную молитву в Рамадан. Он сказал:

» مَنْ قَامَ رَمَضَانَ إيمَاناً وَاحْتِسَاباً غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ »

«Кто выстаивал Рамадан с верой и надеждой на награду Аллаха, тому простятся его прошлые прегрешения» (Аль-Бухари и Муслим).

Молитва-таравих также входит в ночную молитву, которую следует совершать в рамадан. Поэтому совершайте её должным образом до тех пор, пока имам не уйдёт, ибо, поистине, кто выстаивал молитву вместе с имамом, пока тот не уйдёт, тому запишется выстаивание целой ночи, даже если большую её часть он проспал.

А имамы должны бояться Аллаха и учитывать положение молящихся. Они должны совершать молитву спокойно и не торопясь, и не лишать себя и других возможности получить награду Всевышнего. Нельзя совершать молитву наспех, проделывая все движения быстро и без остановки, подобно ворону, клюющему добычу. Имам не должен думать лишь о том, чтобы покинуть мечеть раньше всех и как можно быстрее проговорить все таслимы. Ведь Всевышний Аллах сказал: «… сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше» (67:2). Всевышний сказал: «Чьи деяния окажутся лучше», а не «чьи деяния окажутся быстрее»….

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) был наилучшим примером для тех, кто надеется на милость Аллаха и готовится к Судному Дню, и он больше всех стремился к благу. Он никогда не совершал по ночам больше одиннадцати рак‘атов – ни в рамадан, ни в другие месяцы. Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что он «совершал (ночную) молитву в рамадан вместе со своими сподвижниками, а потом перестал, боясь, что она будет вменена им в обязанность, а они не смогут совершать её».

‘Умар ибн аль-Хаттаб (Да будет доволен им Аллах) велел Убеййу ибн Ка‘бу и Тамиму ад-Дари совершать с людьми одиннадцать рак‘атов. Именно столько постоянно совершал Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует), и праведный халиф ‘Умар (Да будет доволен им Аллах) последовал его примеру. Лучше всего совершать во время молитвы-таравих одиннадцать рак‘атов (включая витр). Если человек желает совершить больше рак‘атов, однако не с целью противоречия Сунне, он не заслуживает порицания. Некоторые из наших праведных предшественников поступали так. Однако чрезмерная быстрота во время совершения молитвы порицаема, потому что, торопясь, имам лишает блага и себя, и тех, кто совершает молитву под его руководством.

Пусть Всевышний Аллах поможет нам с вами использовать время для совершения благих дел и поклонения Всевышнему и убережёт нас от скверных и порицаемых дел. Пусть Он наставит нас на прямой путь и отдалит нас от пути, который ведёт в Огонь. И пусть Он сделает нас одними из тех, кто постится в дни рамадана и простаивает его ночи в молитве с верой в Аллаха и надеждой на Его награду. Поистине, Он – Щедрый, Великодушный! (ВаффаканийаЛлаху ва иййакум ли-гтинами-ль-авкат би-т-та‘ат ва хамана мин фи‘ли-ль-мункар ва-с-сеййиат ва хадана иля сыратыхи-ль-мустакым ва джаннабана тарика-ль-джахим ва джа‘аляна мимман йасуму рамадана ва йакумуху иманан биЛляхи ва-хтисабан ли-савабиЛляхи иннаху Джавадун Карим).

Я говорю то, что вы слышали, и прошу у Аллаха прощения для меня и для вас, и для всех мусульман за каждый грех. Просите же и вы у Него прощения. Поистине, Он – Прощающий, Милосердный! (Акулю ма тасма‘уна ва астагфируЛлаха ли ва лякум ва ли-саири-ль-муслимина мин кулли занбин ва хатыа фа-стагфируху иннаху хува-ль-Гафуру-р-Рахим).

Хутба вторая

Хвала Одному лишь Аллаху, Который оказал нам милость, сделав нас верующими, и даровал нам лучшие законы! Благословения и приветствия лучшему из соблюдающих пост и совершающих молитву. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и его сподвижников, которые были богобоязненными, следовали прямым путём и вершили благие дела!

О рабы Аллаха! Человек сотворён таким: он любит жизнь и желает жить, и верующие – не исключение. Они хотят жить дольше, чтобы совершить больше благих дел, и когда наступает благословенный месяц рамадан, они желают дожить до его конца, чтобы запастись благими делами и получить полную награду. В одном из хадисов говорится: «Кто приблизится к Аллаху в рамадан, сделав благое дело, тот как будто совершил семьдесят обязательных действий в другое время». Это — великое достоинство благословенного месяца. Подобные хадисы рождают в наших сердцах надежды и мечты, которые каждому из нас хочется осуществить в рамадан.

А когда чувства человека притупляются, и из его души уходят чистота и искренность, всё меняется. Появляются люди, которые осмеливаются открыто нарушать пост в рамадан без какого-либо оправдания. Это отклонение от пути верующих. А отклонение от пути верующих – великий убыток, который понесёт человек в День воздаяния. Это — день, в который постящиеся обрадуются исполнению обещания Всевышнего о великой награде. Им будет сказано: «Ешьте и пейте во здравие за то, что вы совершили в минувшие дни!» (69:24). В этот же день грешников, осмелившихся нарушать Его запреты, подвергнут справедливому наказанию, соответствующему тяжести их преступления. Им будет сказано:

«В тот день, когда неверующих представят Огню, им скажут: “Вы растратили свои блага в мирской жизни и попользовались ими. Сегодня вашим воздаянием будут унизительные мучения за то, что вы превозносились на земле безо всякого права, и за то, что вы были нечестивцами”» (46:20).

Праведный халиф ‘Умар (Да будет доволен им Аллах) отказывался от многих вкусных блюд и напитков, говоря: «Я боюсь уподобиться тем, кому Аллах сказал: “Вы растратили свои блага в мирской жизни и попользовались ими” (46:20)».

Грешники, которые осмеливаются не соблюдать пост в рамадан, должны страшиться Судного Дня. Всевышний Аллах разрешил им вкушать блага, но только после захода солнца, и они не должны торопиться, потому что иначе Всевышний лишит их блаженства в мире вечном и ввергнет в пылающий Огонь.

Бойтесь же Аллаха, о рабы Аллаха, и готовьтесь к встрече благословенного рамадана! Готовьтесь поститься, совершать ночные молитвы и состязаться в совершении благих дел, стремясь к довольству Всевышнего Аллаха и Его награде. Ведь дело, совершённое в благодатное время, может возвысить человека и сделать его одним из приближённых Аллаха. Не упускайте же рамадан и не ищите оправданий, чтобы избежать поста, который является обязанностью каждого мусульманина. Наблюдатель зорок, и наказание Могущественного будет суровым, а конец небрежных и нечестивых – скверным.

О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада подобно тому, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, и пошли Свои благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада подобно тому, как послал Ты благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине, Ты – Достойный хвалы, Славный! (Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима ва барик ля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун Маджид).

О Аллах, прости верующим мужчинам и женщинам, как живым, так и умершим! (Аллахумма-гфир ли-ль-му’минина ва-ль-му’минат аль-ахйаи минхум ва-ль-амват).

О Аллах, помоги исламу и мусульманам и оставь без помощи того, кто оставляет без помощи эту религию! (Аллахумма-нсури-ль-исляма ва-ль-муслимина ва-хзуль ман хазаля-д-дин).

О Аллах, помилуй нас. Поистине, Ты милосерден к нам, и не наказывай нас, хотя, поистине, Ты можешь сделать это! (Аллахумма-рхамна фа-иннака бина рахимун ва ля ту‘аззибна фа-иннака ‘аляйна кадир).

О Аллах сделай лица наши светлыми в День, когда одни лица будут светлыми, а другие — почернеют! (Аллахумма баййид вуджухана йаума табйадду вуджухун ва тасвадду вуджух).

О Аллах, почти нас и не унижай, добавь нам и не лишай нас, предпочти нас и не предпочитай нам других! (Аллахумма акримна ва ля тухинна ва зидна ва ля танкусна ва асирна ва ля туассир ‘аляйна).

О Аллах, мы просим у Тебя защиты от несчастной участи в мире вечном, от зла предопределения и злобы врагов (Аллахумма инна на‘узу бика мин дараки-ш-шика’ ва суи-ль-када’ ва шаматати-ль-а‘да’).

О Аллах, Тебе хвала до тех пор, пока не удовольствуешься Ты, и Тебе хвала, когда Ты удовольствуешься, и Тебе хвала после того, как Ты удовольствуешься (Аллахумма ляка-ль-хамду хатта тарда ва ляка-хамду иза радыйта ва ляка-ль-хамду ба‘да-р-рида).

О Аллах, даруй мусульманам благоразумие, которое поможет праведным возвыситься, а грешникам – исправиться, и помоги нам побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого (Аллахумма абрим ли-хазихи-ль-уммати амра рушдин йу‘аззу бихи ахлю та‘атика ва йухда бихи ахлю ма‘сыйатика ва йу’мар фихи би-ль-ма‘руф ва йунха ‘ани-ль-мункар).

«Преславен Господь Твой, Господь величия и далёк Он от того, что они приписывают Ему, мир посланникам, и хвала Аллаху, Господу миров!»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*