О люди! Бойтесь Аллаха и просите Его утвердить вас в вере. Вера, вне всякого сомнения – это свет, который Аллах помещает в сердце Своего раба. Всевышний сказал: «…тот, чью грудь Аллах раскрыл для ислама, кто следует свету от своего Господа…

» (39:22). Всевышний также сказал: «Кого Аллах желает наставить на прямой путь, тому Он раскрывает грудь для ислама» (6:125). Вера – милость Всевышнего, которую Он оказывает Своему рабу. Всевышний сказал: «Они попрекают тебя тем, что обратились в ислам. Скажи: “Не попрекайте меня вашим обращением в ислам. Это Аллах оказал вам милость, приведя вас к вере”» (49:17).

Вера – убеждение и действия. Имам аль-Хасан аль-Басри сказал: «Вера – это не украшения и мечты, а то, что утвердилось в сердце, и что подтверждают дела».

Приверженцы Сунны дали вере следующее определение: «Это произнесение языком, убеждение в сердце и действия органами тела. Она увеличивается, когда человек покорен Аллаху, и уменьшается, когда он ослушивается Аллаха».

Вера гарантирует человеку стойкость в испытаниях и спасение в водовороте искушений и тягот. Всевышний Аллах связал с верой множество благ, как в этом мире, так и в мире вечном. В этом мире вера приносит человеку безопасность и выводит его на прямой путь. Всевышний сказал:

«Те, которые уверовали и не осквернили свою веру несправедливостью, пребывают в безопасности. Они следуют прямым путём» (6:82).

Кроме того, Аллах делает жизнь верующего в этом мире прекрасной и дарует ему благую награду. Всевышний сказал:

«Верующим мужчинам и женщинам, которые поступали праведно, Мы непременно даруем прекрасную жизнь и вознаградим лучшим за то, что они совершали» (16:97).

Всевышний Аллах обещал защищать и оберегать верующих:

«Поистине, Аллах оберегает тех, кто уверовал. Поистине, Аллах не любит всяких неблагодарных изменников» (22:38).

У веры шесть столпов и более семидесяти ответвлений. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

» الْإِيمَانِ أَنْ تُؤْمِنَ بِاللَّهِ وَمَلَائِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَتُؤْمِنَ بِالْقَدَرِ خَيْرِهِ وَشَرِّهِ »

«Вера означает, что ты должен верить в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его Посланников и Последний день, и ты должен верить в предопределение как хорошего, так и плохого» (Муслим).

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) также сказал:

» الْإِيمَانُ بِضْعٌ وَسَبْعُونَ شُعْبَةً أَعْلَاهَا لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَأَدْنَاهَا إِمَاطَةُ الْأَذَى عَنْ الطَّرِيقِ وَالْحَيَاءُ شُعْبَةٌ مِنْ الْإِيمَانِ »

«Вера имеет более семидесяти ответвлений. Наилучшее из них – слова “Нет божества, кроме Аллаха”, а наименьшее – устранение с дороги того, что мешает проходить людям, и стыдливость – одно из ответвлений веры» (Аль-Бухари и Муслим).

Вера с её шестью столпами – единое целое, включающее всё, во что обязан верить мусульманин, и для того, чтобы считаться верующим, человеку недостаточно верить в некоторые её составляющие – он обязан верить во всё. Всевышний сказал:

«Поистине, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников, хотят отделить Аллаха от Его посланников. Они говорят: “Мы веруем в одних и не веруем в других”, – и хотят найти путь между этим. Они являются подлинными неверующими. Мы приготовили для неверующих унизительные мучения. А тех, которые уверовали в Аллаха и Его посланников и не делают различий между любым из них, Он одарит их наградой. Аллах – Прощающий, Милосердный» (4:150-152).

Это мудрость Всевышнего Аллаха –он не оставил Своих рабов без испытания, которое позволяет отличить истинно верующего от лицемера:

«Неужели люди полагают, что их оставят в покое после того, как они скажут: “Мы уверовали” – и не подвергнут искушению? Мы уже подвергли искушению тех, кто был до них. Аллах знает тех, которые говорят правду, и знает лжецов» (29:2-3).

Различия между поведением искренних верующих и поведением неверующих и лицемеров очевидно. Давайте приведём несколько примеров, упомянутых в Благородном Коране.

Вспомним, как повели себя две группы людей, которых призвали обратиться к Аллаху и Его Посланнику (Да благословит его Аллах и приветствует), чтобы он рассудил между ними в том, относительно чего между ними возникли разногласия. Всевышний сказал о поведении лицемеров:

«Они (лицемеры) говорят: “Мы уверовали в Аллаха и Посланника и повинуемся”. Но после этого часть их отворачивается, и они не являются верующими. Когда их зовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, часть из них отворачивается» (24:47-48).

Затем Всевышний поведал нам о том, как ведут себя верующие, когда им предлагают, чтобы Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) рассудил между ними:

«Когда верующих зовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, они говорят: “Слушаем и повинуемся!” Именно они являются преуспевшими» (24:51).

Так повела себя каждая из двух групп, когда их призвали обратиться за разрешением возникшего конфликта к Аллаху и Его Посланнику (Да благословит его Аллах и приветствует). Это повторяется каждый раз, когда происходит нечто серьёзное или случается беда. Верующие обращаются за решением к Аллаху и Его Посланнику (Да благословит его Аллах и приветствует), независимо от того, каким будет это решение, в их пользу или нет. А лицемеры готовы принять решение Аллаха и Его Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует) только в том случае, если оно им выгодно. Если же оно им невыгодно, то они бегут от этого решения к решению тагута, чтобы он избавил их от решения Аллаха.

Давайте также вспомним, каким было поведение этих двух групп во время ниспослания и чтения Корана. Верующим ниспослание и чтение аятов добавляет веры, и они радуются, а лицемеры становятся ещё хуже, чем были. Они постоянно ищут возможности избежать внимания кораническим аятам.

Всевышний сказал:

«Когда ниспосылается сура, то среди них находится такой, который говорит: “Чья вера от этого стала сильнее?” Что касается тех, кто уверовал, то их вера от этого усиливается, и они радуются. А что касается тех, чьи сердца поражены недугом, то это добавляет сомнение к их сомнению, и поэтому они умрут неверующими. Неужели они не видят, что каждый год они подвергаются испытанию один-два раза? Они не раскаиваются после этого и не поминают назидание. Когда ниспосылается сура, они смотрят друг на друга: “Видит ли вас кто-нибудь?” А затем они отворачиваются. Аллах отвратил их сердца, потому что они – люди неразумные» (9:124-127).

А теперь вспомним о том, как вели себя эти две группы, когда речь заходила о борьбе на пути Аллаха. Верующие желали, чтобы Аллах ниспослал Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует) суру с велением сражаться с неверующими, вероломно нарушившими договор. Они стремились защитить ислам и помочь притесняемым мусульманам, а также получить великую награду, уготованную борцам на пути Аллаха. Когда же Всевышний велел им сражаться, верующие с радостью поспешили исполнить веление Всевышнего, сражаясь и жертвуя своё имущество на Его пути. А когда лицемеры узнали о велении сражаться, их охватил ужас, и они стали придумывать всевозможные оправдания, чтобы только избежать участия в сражении. Всевышний сказал о поведении двух групп:

«Верующие говорят: “Почему не ниспосылается сура о джихаде?” Когда же ясная сура, в которой упоминалось сражение, была ниспослана, ты увидел, что те, чьи сердца поражены недугом, смотрят на тебя взглядом теряющих сознание перед смертью. Лучше бы им повиноваться и говорить слово доброе. Если дело решено, то им лучше быть верными Аллаху» (47:20-21).

Всевышний также сказал:

«Те, которые веруют в Аллаха и в Последний день, не спрашивают у тебя дозволения на то, чтобы сражаться своим имуществом и своими душами. Аллах знает богобоязненных. У тебя просят дозволения остаться дома только те, которые не веруют в Аллаха и в Последний день, сердца которых испытывают сомнение. И по причине своего сомнения они пребывают в замешательстве» (9:44-45).

Вспомним также, как повели себя обе группы, когда неверующие начали притеснять мусульман. Верующим это добавило стойкости, приверженности своей религии и уверенности в том, что обещание Аллаха и Его Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует) истинно – то есть, обещание победы. Что же касается лицемеров, то их сковал ужас, и они начали думать дурное об Аллахе и Его Посланнике (Да благословит его Аллах и приветствует). Всевышний Аллах сказал о поведении верующих и лицемеров, когда сонмы окружили мусульман в Медине и за её пределами, и сердца замерли в груди, а взоры закатились от ужаса.

О поведении верующих Всевышний  сказал:

«Когда верующие увидели союзников, они сказали: “Это – то, что обещали нам Аллах и Его Посланник. Аллах и Его Посланник сказали правду”. Это лишь приумножило их веру и покорность. Среди верующих есть мужи, которые верны завету, заключённому с Аллахом. Среди них есть такие, которые уже выполнили свои обязательства, и такие, которые ещё ожидают, но никак не изменяют своему завету» (33:22-23).

А о поведении лицемеров Всевышний сказал:

«Вот некоторые из них сказали: “О жители Ясриба (Медины), вы не сможете выстоять! Вернитесь!” А некоторые из них попросили разрешения у Пророка и сказали: “Наши дома остались беззащитны”. Они не были беззащитны… Просто они хотели сбежать» (33:13).

Это суровое испытание продемонстрировало успех верующих и провал лицемеров. Таков обычай Аллаха в отношении Его творений, а обычаю Аллаха нет изменения.

Просим Аллаха, чтобы он сделал нас верующими и уберёг нас от лицемерия (Нас’алюЛлаха ‘ан йамунна ‘аляйна би-ль-иман ва ан йу‘изана мина-н-нифак).

Я говорю то, что вы слышали, и прошу прощения у Аллаха для меня и для вас. Поистине. Он – Прощающий, Милосердный! (Акулю ма тасма‘уна ва астагфируЛлаха фа-стагфируху иннаху аль-Гафуру-р-Рахим).

Хутба вторая

Хвала Аллаху, Великому, Возвышенному, Обладателю силы и благодеяния. Он повелел Своим творениям уверовать и послал к ним Своего Пророка. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи, его сподвижников и жён.

Поистине, вера приносит множество плодов — как в этом мире, так и в мире вечном. Вера оберегает человека от сомнений и страстей, вселяет в его сердце спокойствие, умиротворение и довольство. Вера помогает человеку снискать довольство Аллаха, и его жизнь в этом мире прекрасна, а в мире вечном его ожидает наслаждение, которое никогда не кончится. ‘Али ибн Абу Талиб (Да будет доволен им Аллах) сказал: «Вера подобна белой метке в сердце. С увеличением веры увеличивается и эта белизна, и если вера становится совершенной, всё сердце становится белым. А лицемерие – это тёмная отметина в сердце, и с увеличением лицемерия это зло становится всё чернее, а когда лицемерие достигнет предела, всё сердце становится чёрным. Клянусь Аллахом, если бы вы раскрыли сердце верующего, вы бы увидели, что оно белое, и если бы вы раскрыли сердце неверующего, вы бы увидели, что оно чёрное».

О рабы Аллаха! Оберегайте вашу веру, и вам будет даровано ещё больше благ. Поистине, вера спасает от мучений в могиле. Анас ибн Малик (Да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

» إِنَّ الْعَبْدَ إِذَا وُضِعَ فِي قَبْرِهِ ، وَتَوَلَّى عَنْهُ أَصْحَابُهُ إِنَّهُ لَيَسْمَعُ قَرْعَ نِعَالِهِمْ أَتَاهُ مَلَكَانِ ، فَيُقْعِدَانِهِ ، فَيَقُولانِ : مَا كُنْتَ تَقُولُ فِي هَذا الرَّجُلِ ، لمُحَمَّدٍ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ؟ فَأَمَّا الْمُؤْمِنُ ، فَيَقُولُ : أَشْهَدُ أَنَّهُ عَبْدُ اللَّهِ وَرَسُولُهُ ، فَيُقَالُ : انْظُرْ إِلَى مَقْعَدِكَ مِنَ النَّارِ قَدْ أَبْدَلَكَ اللَّهُ بِهِ مَقْعَدًا مِنَ الْجَنَّةِ ، فَيَرَاهُمَا جَمِيعًا »

«После того, как раба Аллаха положат в его могилу, а его товарищи повернутся и уйдут, и он даже услышит стук их сандалий, к нему явятся два ангела, усадят его и спросят его: “Что говорил ты об этом человеке, Мухаммаде (Да благословит его Аллах и приветствует)?” Он ответит: “Я свидетельствую, что он − раб Аллаха и Его Посланник”, после чего ему скажут: “Посмотри на своё место в Огне: Аллах заменил его тебе местом в Раю”» (Муслим).

А лицемеру и неверующему будет сказано: «Что ты говорил об этом человеке?» А он скажет: «Я не знаю. Я говорил то, что говорили люди». Тогда ему говорят: «Ты не знал и не последовал за теми, кто знал!» – а потом его ударят железными молотами, и он издаст крик, который услышат все, кроме людей и джиннов.

Вера также становится причиной выхода из Огня для того, кто был ввергнут туда за грехи – он войдёт в Рай и останется там навечно. Абу Са‘ид аль-Худри (Да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

» يَدْخُلُ أَهْلُ الْجَنَّةِ الْجَنَّةَ ، وَأَهْلُ النَّارِ النَّارَ ، ثُمَّ يَقُولُ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ : أَخْرِجُوا مَنْ كَانَ فِي قَلْبِهِ مِثْقَالُ حَبَّةِ خَرْدَلٍ مِنْ إِيمَانٍ ، فَيُخْرَجُونَ مِنْهَا قَدِ اسْوَدُّوا ، فَيُلْقَوْنَ فِي نَهْرِ الْحَيَاةِ أَوِ الْحَيَا ، يَشُكُّ مَالِكٌ ، فَيَنْبُتُونَ كَمَا تَنْبُتُ الْحَبَّةُ إِلَى جَانَبِ السَّيْلِ ، أَلَمْ تَرَ أَنَّهَا تَخْرُجُ صَفْرَاءَ مُلْتَوِيَةً »

«После того как обитатели Рая войдут в Рай, а обитатели Ада отправятся в Ад, Аллах Всевышний скажет: “Выведите тех, у кого в сердце было веры хоть на вес горчичного зерна”, и их выведут оттуда почерневшими, а потом бросят в реку жизни, и они станут расти подобно тому, как прорастает семя, оказавшееся близ берега потока. Разве не видел ты, как появляются из-под земли жёлтые и искривлённые ростки?» (Аль-Бухари и Муслим).

Да дарует Аллах и нам, и вам совершенную веру!

О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада подобно тому, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, и пошли Свои благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада подобно тому, как послал Ты благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине, Ты – Достойный хвалы, Славный! (Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима ва барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун Маджид).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*